Игры в обучении на примере темы «Эволюция» | Материалы для уроков биологии | Уроки биологии скачать бесплатно
Меню сайта
  • Главная страница
  • Методическая копилка
  • Презентации
  • Видео
  • Flash-анимация
  • Иллюстрации
  • Анимационные картинки
  • Аудио
  • Технологии SMART
  • Полезные программы
  • Классному руководителю
  • Руководителю ШМО
  • Занимательная биология
  • Каталог сайтов
  • Друзья сайта
  • Школьный форум
  • Фотоальбом
  • Контакты


Новости
Молодой учитель в современной школе – это…
Зарплата учителя. Так сколько же зарабатывает учитель?
В российских школах реорганизуют психологические службы
Минобрнауки: школьники будут писать Всероссийские проверочные работы дважды в год
Васильева считает, что РДШ должно отвечать за воспитание гражданина
Мини-чат
кунсткамера
Биология
Главная » Биология » Уроки биологии » Материалы для уроков биологии

Игры в обучении на примере темы «Эволюция»
[ Скачать с сервера (48.0Kb) · Скачать удаленно () ] 12.02.2012, 22:24
Игры в обучении на примере темы «Эволюция»
Авдеева Н.В., учитель биологии ГБОУ ЦО №118

Игра:
– это деятельность учащихся, направленная на развитие мышления посредством моделирования и прогнозирования ситуаций;
– это способ активации мыслительной деятельности школьников.
Игровая методика носит обучающий, развивающий, саморазвивающий, развлекательный и обобщающий характер.
Игры выстраиваются на принципах: научности, наглядности, доступности, системности, дополняемости, абстрагирования, интегративности.
Принцип научности отражает применение в игровой деятельности элементов исследования, полагается на применении научных понятий и законов.
Принцип наглядности позволяет найти примеры для теоретических знаний из обыденной жизни.
Принцип доступности соотносит форму организации игры и ее содержания возрастным особенностям школьников.
Принцип системности подразумевает под собой выстраивание логической цепочки из базисных знаний, создание иерархической системы.
Принцип дополняемости использует ранее полученные знания на уроках и последующее их развитие и закрепление.
Принцип интегративности позволяет в ходе игры рассматривать проблемы с различных сторон, применять знания разных наук, свой практический опыт общения с природными объектами и явлениями.
Используя существующие классификации игр, можно выделить следующие типы:
• индивидуальные,
• групповые,
• массовые,
• ролевые,
• развивающие,
• обучающие,
• настольные,
• компьютерные.
В России из группы настольных игр наиболее известны русское лото, шашки, шахматы, домино. Три последние ориентированы на развитие логики, но, не приуменьшая значение этих игр, стоит сказать, что к настоящему времени появилось достаточное количество «новых» игр, которые можно использовать в обучении. Причем, если классно-урочная система не всегда позволяет использовать настольные игровые технологии, то занятия в системе дополнительного образования предоставляют педагогам такую возможность.
Остановимся на нескольких настольных играх, которые можно использовать в обучении по теме Эволюция.
В России настольные игры для средней и старшей школы именно образовательного плана пока только набирают обороты. Выделяется в этой области настольная игра Эволюция для подростков (с 14 лет). Игра Эволюция отечественного автора – Дмитрия Алексеевича Кнорре, к.б.н, появилась в продаже в 2011 году и пока только завоевывает свою целевую аудиторию. Достаточно удобна в транспортировке (в комплект входит набор карт, 2 кубика и фишки), не требует большого игрового стола. Изучение взаимоотношение организмов, способов питания, биологических терминов (паразит, падальщик, симбиоз, сотрудничество, нахлебничество) – вот цель игры Эволюция для учителя. Создать популяцию организмов крупнее, чем у соперника, - цель игрока (учащегося). Игра Эволюция рассчитана на группу из 2 – 8 игроков, так что может быть использована в урочной деятельности. Если число учащихся достаточно большое, то с одним набором карт могут играть двое учащихся или можно устроить командные соревнования.
Что является плюсом настольной игры Эволюция? Это реальное отражение закономерностей существующих между живыми организмами в природе.
Как протекает игровой процесс? Игроки получают на руки по 4 карты, на которых приведены свойства существ. Рубашка карты в игре Эволюция уже изображает существо, так называемое базовое. А дальше вам необходимо создать свою популяцию и не давать сопернику развивать его. Вот она конкуренция и борьба за существование в действии – все в соответствии с теорией эволюции Дарвина.
За ход игрок выкладывает одну карту - либо существо, либо его свойство, например, хищник, падальщик. В соответствии с этим организм приобретает определенные способности. К примеру, ядовитое существо может быть уничтожено, но хищник погибнет сам. Отбрасывание хвоста можно применить при нападении хищника, и таким образом остаться в живых. Тут удобно вспомнить про прыткую ящерицу, с этой способностью уходить от погони.
В конце кона, когда каждый игрок осуществил все доступные и желаемые операции, осуществляется кормление животных. Количество корма определяется случаем - то есть броском кубиков (двух). Далее игроки по очереди распределяют ресурсы между существами, пока ресурсы не иссякнут. Если кого-то не удалось накормить, то существо погибает. Часть ресурсов можно отложить в жировой запас, а можно подкрепиться, напав на соседа. Выживает самое сильное и приспособленное существо – опять соответствие теории Эволюции по Дарвину.
Если выше приведенная настольная игра подходит для старшей и средней школы, то еще одна настольная игра Эволюция, может быть использована в начальной и средней школе для знакомства с понятием Эволюция и развитием живых организмов.
Эта настольная игра с игровым полем, по которому как по витку спирали времени происходит движение фишек игроков. В процессе игры Эволюция собираются существа из отдельных компонентов. К концу игры должно с одной стороны получиться существо, а с другой - необходимо достигнуть точки финиша – вершины Эволюции.
Шаг за шагом по ступеням,
С Чарльзом Дарвином идем,
От микроба до жирафа
Миллионы лет пройдем.

Из шаблонов и деталей,
Из частичек на столе,
Создадим живое чудо
В эволюции игре.
Третий тип настольной игры на туже тему, предназначен для закрепления понятий по теме эволюция в 11 классе, может быть распечатан самим учителем. Игра предназначена для отработки терминологии и разработана для обобщения раздела Эволюция в 11 классе из расчета на 40 минутный урок. Представляет собой задания на карточках в трех частях:
Блок 1.Найти соответствие: понятие - определение – пример по теме Эволюция.
Блок 2. Подобрать группы из 3 синонимов опять же по теме Эволюция.
Блок 3. Распределить периоды и организмы по эрам в хронологическом порядке, начиная с древнейшего.
Организационные моменты:
Задания выполняются группами из 4-5 учащихся. Переход к следующему заданию осуществляется после проверки предыдущего. Контроль осуществляется учителем. При наличии сильных учеников в классе они могут выполнять роли ведущих. В случае возникновения трудностей, ведущий может давать комментарии.
Оценка работы учащихся:
Команды, выполнившие три задания за урок, получают «5» (отлично), не полностью выполнившие одно задание или задание было выполнено с ошибками несколько раз – «4» (хорошо), выполнено только 2 задания из трех – «3» (плохо).
Рекомендации по игровому занятию Эволюция:
Блок 1. Найдите термины, дайте им расшифровку и приведите примеры.
Для учителя. В случае необходимости необходимо будет остановиться на различиях понятий «дегенерация» и «биологический регресс». Стоит вспомнить, что дегенерация является одним из путей достижения биологического прогресса.
Блок 2. Подберите синонимы, пользуясь знаниями из курса биологии.
Блок 3. Составьте эволюционное древо, начиная с эр, далее распределите периоды по эрам, и в конце соотнесите с периодами группы организмов.
Подготовка карточек Эволюция:
Для каждого блока настольной игры лучше использовать свой цвет бумаги размером 5*2,5 см. Текст карточек приводится ниже:
Блок 1.
Ароморфоз - Морфофизиологические изменения - Волосяной покров
Идиоадаптация - Приспособления организма к конкретным условиям обитания - Иголки у ежа
Дегенерация - Упрощение организации - Отсутствие корней у повилики
Биологический прогресс - Увеличение численности, расширение ареала - Круглые черви
Биологический регресс - Уменьшение численности, сокращение ареала - Сокращение площади бамбуковых лесов
Блок 2.
Цианобактерии - Сине-зеленые - Прокариоты
Млекопитающие – Звери - Теплокровные
Споровые – Папоротники - Хвощи
Кайнозой - Эра новой жизни - Антропоген
Гондвана – Африка - Австралия
Лавразия - Северная Америка – Евразия
Блок 3.
Архей - Древнейшая жизнь - Сине-зеленые водоросли
Протерозой - Век медуз - Кольчатые черви
Палеозой – Кембрий - Губки, трилобиты
Ордовик - Все отделы водорослей
Силур - Иглокожие
Девон - Двоякодышащие рыбы
Карбон - Летающие насекомые
Пермь - Распространение голосеменных
Мезозой - Триас - Млекопитающие
Юра - Сумчатые и Плацентарные млекопитающие
Мел - Появление Цветковых
Кайнозой – Палеоген - Однодольные растения
Неоген - Гоминиды, Понгиды.
Итак, игровые занятия можно нужно включать в процесс обучения, тогда можно сделать учебу действительно интересной.
Список источников информации:
1. http://www.nastole.ru/shop/UID_1_.html
2. http://www.nastole.ru/shop/UID_2_.html


Тип Моллюски. Уроки Биологии Онлайн


Биосинтез белка


Мультимедийная разработка урока в 9-м классе "Жизнь в палеозойскую эру"

Категория: Материалы для уроков биологии | Добавил: naav
Просмотров: 2324 | Загрузок: 713 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
поиск
вход
Гость



Группа:
Гости
Время:05:12

Уважаемый Гость, мы рады видеть вас на сайте. Пожалуйста зарегистрируйтесь или авторизуйтесь!

Наши активисты


























































































































































































































статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Зарег. на сайте
Всего: 8745
Новых за месяц: 4
Новых за неделю: 0
Новых вчера: 0
Новых сегодня: 0
Из них
Администраторов: 2
Модераторов: 10
Проверенных: 0
Пользователей: 8732
Из них
Мужчин: 2356
Женщин: 6389


Сегодня сайт посетили
Raskruty.ru