Вирусы и фаги | Конспекты уроков | Уроки биологии скачать бесплатно
Меню сайта
  • Главная страница
  • Методическая копилка
  • Презентации
  • Видео
  • Flash-анимация
  • Иллюстрации
  • Анимационные картинки
  • Аудио
  • Технологии SMART
  • Полезные программы
  • Классному руководителю
  • Руководителю ШМО
  • Занимательная биология
  • Каталог сайтов
  • Друзья сайта
  • Школьный форум
  • Фотоальбом
  • Контакты


Новости
Молодой учитель в современной школе – это…
Зарплата учителя. Так сколько же зарабатывает учитель?
В российских школах реорганизуют психологические службы
Минобрнауки: школьники будут писать Всероссийские проверочные работы дважды в год
Васильева считает, что РДШ должно отвечать за воспитание гражданина
Мини-чат
кунсткамера
Биология
Главная » Биология » Уроки биологии » Конспекты уроков

Вирусы и фаги
07.01.2014, 19:00
Тема: «Вирусы и фаги».
Цель: Познакомить учащихся с особенностями строения неклеточных организмов – вирусов, показать зависимость существования вирусов от клеточных живых организмов, со строением и жизнедеятельностью бактериофагов. Рассмотреть вопрос о значении вирусов в природе и в жизни человека.
Развивать представления учащихся об эволюции органического мира.
Воспитывать стремление вести здоровый образ жизни.
Оборудование: интерактивная доска, флипчарт «Вирусы», таблица «Вирусы».
План урока: I. Орг. момент + д/з
II.Контроль знаний учащихся.
III. Актуализация знаний
IV.Изучение нового материала.
V.Закрепление.
VI. Итоги урока + домашнее задание.
VII. Рефлексия
Ход урока:
I Орг. момент
Проверяю готовность учащихся к уро-ку, приветствует их:
Начнём, пожалуй, наш урок,
Звонок сигнал даёт нам в срок.
Друг другу мило улыбнулись,
Ко мне тихонько повернулись.
На уроке нам, друзья,
Черепахой быть нельзя.
Проворной пташкою вперёд-
Пятёрка впереди нас ждёт!!!
учащиеся готовятся к уро-ку, приветствуют учителя.
II 1 Контроль знаний учащихся
страница № 1 флипчарта
Предлагаю устно выполнить проверочное задание «Строение эукариотической клетки». Вызываю 1 учащегося в качестве помощника, который будет работать на интерактивной доске и открывать задания Выполняют предложенное им задание и получают за правильный ответ смайлик. Ситуация «выбор»
2 страница № 2 флипчарта
Предлагаю выполнить проверочное задание «Царства живой природы» индивидуально письменно.
По окончании выполнения задания помощник (более сильный ученик) показывает правильно выполненное задание Работают на индивидуальных листах.
Проверяют правильность выполнения задания, оценивают себя. Ситуация «выбор»
III 1 Актуализация знаий учащихся
страница № 3 флипчарта
Предлагаю рассмотреть учащимся рисунки растительной, животной, грибной, бактериальной клетки и вирусной частицы.
Внимательно рассмотрите рисунки живых объектов. Назовите изображённые объекты. Какой из этих объектов является лишним? Почему вы так считаете? Ребята рассматривают рисунки, определяют какие объекты изображены, аргументируют выбор лишнего объекта. Определяют, что лишним объектом являются вирусы, т.к они не имеют клеточного строения Ситуация «выбор»
2 страница № 4 флипчарта
Воспользовавшись рисунками эукариотической клетки и бактериальной клетки, на которых обозначены основ-ные составляющие этих клеток предлагаю учащимся ответить на вопросы:
Наличие, каких компонентов клетки позволяют назвать её клеткой?
Что из указанных компонентов есть у вирусов?
Какой вывод можно сделать из сказанного?
Учащиеся изучают рисунки, называют основные составляющие клеточных организмов.
Ученики называют основные компоненты клетки: оболочка, цитоплазма, ядро у эукариот или нуклеотид у прокариот, приходят к выводу, что у вирусов нет ос-новных компонентов клеточных организмов. Вывод: Вирусы – это внеклеточные формы жизни. Ситуация «Прогноз»
3 страница № 5 флипчарта
Показываю деление живых организмов на 2 империи: неклеточные и клеточные формы предлагаю учащимся закончить определение науки «вирусологии».
После того как учащиеся дадут определение науке вирусологии предлагаю им проверить правильность выполнения задания.
Ребята записывают в тетрадях дату, оставляют место для названия темы урока, записывают схему деления живых организмов на империи и дают определение науке «вирусологии»: Вирусология - это наука, изучающая строение, происхождение, размножение вирусов, называется вирусологией
IV 1 Изучение нового материала
страница № 6 флипчарта
Прошу учащихся записать тему урока: «Вирусы и фаги». Привожу выс-казывание Питера Медавра: «Вирусы – это плохие новости в хорошей упаковке из белка».
Прошу ответить на вопрос:
Почему Питер Медавр так высказал-ся о вирусах?
страница № 7 флипчарта
Предлагаю рассмотреть рисунки, на которых есть живые организмы, по-ражённые вирусными заболеваниями Записывают тему урока, обдумывают высказывание Медавра и дают ответ на вопрос.
Находят подтверждение своих высказываний Вирусы являются плохими новостями, т.к. вызывают заболевания у других организмов Ситуация «поиск причинно-следственных связей»
2 страница № 8 флипчарта
Знакомлю ребят с историй открытия вирусов Делают в рабочих тетрадях записи
3 страница № 9 флипчарта
Предлагаю рассмотреть рисунки строения разных вирусов, на которых разным цветом показаны химические вещества, входящие в состав вирусов. Прошу ответить на вопрос:
Что общего есть у всех изображённых вирусов?
Ученики рассматривают рисунки, анализируют химический состав вирусов, отвечают на вопрос: В состав всех изображённых вирусов входят нуклеиновые кислоты и белки
4 страница № 10 флипчарта
Знакомлю учащихся с понятиями «капсид» и «варион».
Прошу ответить на вопросы:
Зачем вирусу нужен капсид?
Зачем вирусу необходима ДНК?
ученики записывают в тетрадях определения понятий «капсид» и «варион». Отвечают на вопросы. Капсид защищает генетический материал вируса от негативного воздействия среды, а также способствует осаждению вируса на клеточную мембрану.
Вирусы способны воспроизводить себе подобных. Ситуация «прогноз»
5 страница № 11 флипчарта
Предлагаю изучить особенности строения простых и сложных вирусов и ответить на вопросы:
Чем отличаются друг от друга простые и сложные вирусы?
По какому признаку можно классифицировать вирусы?
С помощью регулятора яркости объекта высвечиваю на странице правильный ответ. Изучают особенности строения вирусов и называют по какому признаку можно классифицировать вирусы.
Ребята записывают в тетради классификацию вирусов.
В состав сложных вирусов входит дополнительная оболочка суперкапсид. Вирусы можно классифицировать по сложности организации вариона. Ситуация «прогноз»
6 страница № 12 флипчарта
Предлагаю изучить особенности строения ДНК- и РНК-содержащих вирусов и ответить на вопросы: По какому признаку можно классифицировать вирусы?
С помощью регулятора яркости объекта высвечиваю на странице правильный ответ.
Ученики изучают особенности строения вирусов и называют по какому признаку можно классифицировать вирусы. Записывают в тетради классификацию вирусов.
Вирусы можно классифицировать по химическому составу Ситуация «прогноз»
7 страница № 13 флипчарта
Предлагаю изучить классификацию вирусов по специфичности к хозяину ответить на вопросы:
По какому признаку можно классифицировать вирусы?
С помощью регулятора яркости объекта высвечиваю на странице правильный ответ.
Учащиеся изучают особенности строения вирусов и называют по какому признаку можно классифицировать вирусы. Записывают в тетради классифика-цию вирусов.
Вирусы можно классифицировать по специфичности к хозяину Ситуация «прогноз»
8 страница № 14 флипчарта
Предлагаю изучить классификацию вирусов по поведению в клетке хозяина ответить на вопросы:
По какому признаку можно классифицировать вирусы?
С помощью регулятора яркости объекта высвечиваю на странице правильный ответ. Изучают особен-ности строения вирусов и назы-вают по какому признаку можно классифициро-вать вирусы. За-писывают в тетра-ди классифика-цию вирусов. Вирусы можно классифицировать по поведению в клетке хозяина Ситуация «прогноз»
9 страница № 15 флипчарта
Знакомлю учащихся с жизненным циклом вируса, обращаю внимание на то, что вирусы живут и размножаются только внутри клеток – хозяев. Усваивают новую информацию.
10 страница № 16 флипчарта
Рассказываю о типах вирусных инфекций. Записывают в тетрадях типы вирусных инфекций
11 страница № 17 флипчарта
Напоминаю учащимся о высказывании Питера Медавра, обращаю внимание на рисунок бактериофага в меди-цинской шапочке и прошу ответить на вопросы:
Какое ещё значение имеют вирусы в жизни человека? Какие вирусы используют в медицине?
Обращаю внимание на противоречие в значении вирусов в жизни человека. Прошу ответить на вопрос:
Почему бактериофагов используют в медицине?
Ребята вспоминают, что вирусы вызывают заболевания растений, животных и человека.
Отвечают на вопросы. Вирусы используют в медицине. В медицине используют бактериофагов.
Бактериофаги помогают бороться с бактериальными заболеваниями. Ситуация «противоречие»
Ситуация «прогноз»
12 страница № 18 флипчарта
Предлагаю учащимся изучить по рисунку строение бактериофага.
Ученики изучают строение бактериофага. Записывают определение понятию «бактериофаг». Бактериофаги – это вирусы, живущие и размножающиеся в бактериях.
13 страница № 19 флипчарта
Предлагаю познакомиться с жизненным циклом бактериофага по флешанимации Знакомятся с жизненным циклом бактериофага
14 страница № 20 флипчарта
Прошу ответить на вопросы:
Что такое эволюция?
В каком направлении шло развитие организмов в ходе эволюции?
Что появилось раньше в ходе эволюции вирусы или клеточные организмы?
Почему вы так считаете? Отвечают на вопросы. В ходе эволюции раньше появились клеточные организмы, так как вирусы могут жить и размножаться только внутри клеток других организмов. Ситуация «противоречие»
15 страница № 21 и 22 флипчарта
Знакомлю с гипотезами происхождения вирусов Узнают гипотезы происхождения вирусов, коротко записывают их суть.
16 страница № 23 флипчарта
Прошу учащихся сделать выводы по изученной теме, воспользовавшись рисунками-подсказками. Формулируют выводы по новой теме.
V 1 Закрепление.
страница № 24 флипчарта
Прошу учащихся построить схему жизненного цикла бактериофага. Составляют схему жизненного цикла бактериофага Ситуация «выбор»
2 страница № 25 и 26 флипчарта
Предлагаю выбрать из списка суждений верные. Работают на индивидуальных листах. Правильные суждения под №№ 1,2, 6, 9 Ситуация «выбор»
VI Итоги урока + домашнее задание.
Подвожу итоги урока, даю оценку работе учащихся. Разъясняю домашнее задание
VII Рефлексия
Прошу каждого учащегося прикрепить на доске свой стикер под каким-либо изображением: Озеро Отчаянья (если ничего не поняли), Пропасть Недопонимания (если остались непонятные вопросы), Остров Удивления (узнали что-то интересное и удивились этому), Оазис Радости (всё было понятно, вам было интересно).
Благодарю всех за урок. Прикрепляют свои стикеры на доску.
Вопросы для домашнего задания.
Задание № 1.
В 1859 году австралийский фермер завёз из Англии кроликов, чтобы создать небольшую популяцию и охотиться на них. Отсутствие естественных врагов и идеальные условия для жизни и размножения круглый год стали причиной для неконтролируемого роста популяции кроликов, что привело к исчезновению многих видов местных растений. С кроликами пробовали бороться отстрелом, взрывом нор, ядами, строительством сетчатых заграждений, но всё бесполезно…
Каким способом удалось снизить численность популяции кроликов? Была ли эта победа в борьбе с кроликами окончательной?______________________________________________________
Ответ: среди них распространили вирус миксоматоза, что снизило популяцию с 600 миллионов до 100 миллионов. Однако выжившие особи приобрели генетическую устойчивость к вирусу и снова начали активно размножаться.
Задание № 2.
Какие вирусы называются «мимивирусами» и «мамавирусами»? _________________________

Ответ: «Мимивирус» назван так из-за того, что имитирует поведение и строение бактерии. Некоторые специалисты считают, что он является промежуточным звеном между бактериями и вирусами, другие уверены, что это отдельная форма жизни. Данный вирус характеризуется наиболее объемным и сложным набором ДНК среди всех вирусов. В теле мимивируса более 900 генов, которые кодируют протеины, не использующиеся в других вирусах. Его геном в два раза больше, чем у других известным вирусов и даже бактерий.
Есть еще более крупные вирусы под названием «мамавирус». Их размеры больше, чем у некоторых бактерий, и эти вирусы также обладают вирусами-спутниками.
Задание № 3.
Существуют ли вирусы, способные заражать другие вирусы? Если существуют, то, что это за вирусы?_________________________________________________________________
Ответ: Вирусы умеют заражать животных, растения, грибки, одноклеточные организмы и бактерии. Мамавирусы вместе со спутником заражают также другие вирусы.
Задание № 4.
Как вирусы помогают зародышу человека прижиться в организме матери?_________________
Ответ: Самой своей жизнью мы обязаны вирусам – часть из протеинов, закодированных вирусной ДНК в организме матери, «корректируют» иммунную систему организма, чтобы она не атаковала эмбрион во время развития.
Задание № 5.
В какой не биологической науке ещё используют термин «вирусы»? Что общего есть у тех других вирусов с вирусами как внеклеточными формами жизни?_______________________________
Ответ: Информатика. И те, и другие вирусы вносят сбой в работу систем.
Примечание: Флешанимации по строению эукариотической клетки взяты с этого же сайта в разделе флешанимации "Строение эукариотической клетки", проверочное задание «Царства живой природы» взято с этого же сайта в разделе флешанимации по природоведению в разделе "Организмы". Жизненный цикл бактериофага взят с этого же сайта в разделе флешанимации по общей биологии в разделе Цитология.



"Как себя защитить". Практикум для учащихся 7-х классов


Внеклассное мероприятие по экологии. Устный журнал — Зеленая жемчужина


Классный час на тему: «Что такое настоящая дружба?»

Категория: Конспекты уроков | Добавил: Победа0456
Просмотров: 1604 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
поиск
вход
Гость



Группа:
Гости
Время:13:36

Уважаемый Гость, мы рады видеть вас на сайте. Пожалуйста зарегистрируйтесь или авторизуйтесь!

Наши активисты


























































































































































































































статистика


Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0


Зарег. на сайте
Всего: 8745
Новых за месяц: 7
Новых за неделю: 0
Новых вчера: 0
Новых сегодня: 0
Из них
Администраторов: 2
Модераторов: 10
Проверенных: 0
Пользователей: 8732
Из них
Мужчин: 2356
Женщин: 6389


Сегодня сайт посетили
ipivko65
Raskruty.ru