Органы выделения. Строение и функции органов выделения | Конспекты уроков | Уроки биологии скачать бесплатно
Меню сайта
  • Главная страница
  • Методическая копилка
  • Презентации
  • Видео
  • Flash-анимация
  • Иллюстрации
  • Анимационные картинки
  • Аудио
  • Технологии SMART
  • Полезные программы
  • Классному руководителю
  • Руководителю ШМО
  • Занимательная биология
  • Каталог сайтов
  • Друзья сайта
  • Школьный форум
  • Фотоальбом
  • Контакты


Новости
Молодой учитель в современной школе – это…
Зарплата учителя. Так сколько же зарабатывает учитель?
В российских школах реорганизуют психологические службы
Минобрнауки: школьники будут писать Всероссийские проверочные работы дважды в год
Васильева считает, что РДШ должно отвечать за воспитание гражданина
Мини-чат
кунсткамера
Биология
Главная » Биология » Уроки биологии » Конспекты уроков

Органы выделения. Строение и функции органов выделения
15.07.2012, 17:16

Органы выделения

Цель: изучить строение и функции органов выделения.
Задачи:
Образовательные
• Обобщить знания об органах выделения организма
• Познакомить с общим планом строения и функций органов мочевыделительной системы
• Изучить особенности внешнего и внутреннего строение почки в связи с выполняемыми функциями
Воспитательные
• Формировать устойчивое положительное отношение к здоровому образу жизни
• Формировать познавательный интерес к предмету через создание ситуации успеха
Развивающие
• Развивать умение работать с текстом учебника, с рисунками, таблицами
• Развивать умение кратко и конкретно отвечать на поставленные вопросы
• Развивать умение использовать имеющие знания, внимательно слушать и анализировать информацию
• Умение давать объяснения терминам

Методы обучения: частично-поисковый, репродуктивный
Оснащение урока: компьютер, проектор, интерактивная доска, учебник биологии 8 класса под ред. Н.В. Сонина, презентация.
ХОД УРОКА
I. Орг. Момент.
II. Проверка домашнего задания (тест), фронтальный опрос.
III. Изучение нового материала
Сегодня мы переходим к изучению темы: «Выделение». В ходе ее изучения мы познакомимся со строением органов выделения, их функциями, профилактикой заболеваний и гигиеной мочевыделительной системы.
Итак, тема нашего урока «Органы выделения». Запишите тему урока в тетради.
В ходе урока мы разберем следующие вопросы:
 Строение мочевыделительной системы, ее функции
 Строение почки
 Работа почек, образование мочи
В процессе жизнедеятельности в организме человека постепенно накапливаются некоторые вредные вещества, главным образом конечные продукты обмена веществ. Они выводятся из организма с помощью специальных органов выделения. (Ученики записывают схему в тетради).

- Подумайте, что может выводить из организма кожа? (потовые железы, расположенные в коже выделяют воду, мочевину и соли.)
- Вспомните, что из организма человека выделяется через легкие во внешнюю среду? (углекислый газ и некоторое количество паров воды.)
Однако основная роль в процессах выделения принадлежит мочевыделительной системе. Мочевыделительную систему человека образуют следующие органы:
– мочеобразующие органы, к которым относятся почки;
– мочевыводящие органы: мочеточники, мочевой пузырь и мочеиспускательный канал.
Подумайте, какие функции выполняет мочевыделительная система в организме человека? (удаляет из организма жидкие продукты обмена веществ; обеспечивает гомеостаз вместе с другими органами).
(Ученики записывают в тетрадь схему строения мочевыделительной системы и ее функции).
Есть вопросы по данному пункту?
Конечно же, главным органом выделительной системы являются почки. Почки выводят из организма избыток воды, мочевину, мочевую кислоту, соли и ряд других химических соединений.
Почки имеют бобовидную форму, располагаются в задней части брюшной полости по обеим сторонам позвоночника. Масса каждой составляет 120-200 гр. Длина примерно 10 см, ширина 6 см, а толщина 3 см. (Ученики записывают размеры почек в тетрадь).
Правая почка обычно расположена на 2—3 см ниже левой. Вогнутый край почки имеет борозду — ворота почки, через которые проходят мочеточник, нервы, кровеносные и лимфатические сосуды. Снаружи каждая почка одета плотной гладкой эластичной соединительнотканной капсулой. Под капсулой выделяются два слоя: наружный, более темный — корковое вещество, и внутренний, более светлый— мозговое вещество. В мозговом веществе различают 15-16 почечных пирамид, разделенных корковым веществом. Верхушки пирамид примыкают к почечным чашкам, которые, сливаясь, образуют почечную лоханку.
Каждая почка состоит примерно из одного миллиона нефронов. Длина канальцев одного нефрона достигает 35—50 мм, суммарная длина всех канальцев нефронов почек — свыше 100 км, а их поверхность — до 40—50 м2.Нефрон – это структурно-функциональная единица почки, обеспечивающая процессы фильтрации.
Рассмотрим строение нефронов. Отдельный нефрон состоит из капсулы и почечного канальца. Внутри капсулы располагается клубочек кровеносных капилляров, образующийся в результате многократного ветвления приносящей почечной артерии. Выйдя из капсулы выносящей, артериальный сосуд снова ветвится на капилляры, которые оплетают стенки канальцев.
Есть вопросы по второму пункту? Переходим к следующему вопросу – работа почек.
Образование мочи начинается с фильтрации плазмы крови и кровеносных капилляров в капсулах нефронов. Роль биологического фильтра выполняют стенки капилляров и капсул нефронов. Через эти фильтры из крови, протекающей по капиллярам клубочков, в капсулы проникает вода и все растворенные в ней вещества, кроме белков, которые остаются в крови. Жидкость, профильтрованная в полость капсул нефронов называется первичной мочой. По составу она от крови отличается тем, что не имеет клеток крови и белков. В сутки через почки проходит до 1500–1700 л крови и образуется 150–170 л первичной мочи.
Первичная моча поступает в канальцы нефронов, где происходит обратное всасывание в капилляры воды, многих солей, аминокислот, глюкозы и других веществ. На выходе из канальца остаётся концентрированный раствор ненужных и вредных веществ – вторичная моча. Она поступает в собирательную трубочку, затем в почечную лоханку, мочеточник и мочевой пузырь. За сутки у взрослого человека образуется 1,5 – 2 литра вторичной мочи (заполнение в тетради таблицы «Образование мочи»).
Есть вопросы по изученному материалу?
IV.Закрепление материала


V. Выводы по уроку
VI. Задание на дом – стр. 170-171, схематично зарисовать строение нефрона, подготовить сообщение о заболеваниях мочевыделительной системы.




Вегетативное размножение растений


Опыление растений ветром


Дизруптивный отбор

Категория: Конспекты уроков | Добавил: Secret
Просмотров: 5791 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
поиск
вход
Гость



Группа:
Гости
Время:20:42

Уважаемый Гость, мы рады видеть вас на сайте. Пожалуйста зарегистрируйтесь или авторизуйтесь!

Наши активисты


























































































































































































































статистика


Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0


Зарег. на сайте
Всего: 8745
Новых за месяц: 7
Новых за неделю: 1
Новых вчера: 0
Новых сегодня: 0
Из них
Администраторов: 2
Модераторов: 10
Проверенных: 0
Пользователей: 8732
Из них
Мужчин: 2356
Женщин: 6389


Сегодня сайт посетили
Raskruty.ru