Митоз как основа бесполого размножения и роста многоклеточных организмов. | Конспекты уроков | Уроки биологии скачать бесплатно
Меню сайта
  • Главная страница
  • Методическая копилка
  • Презентации
  • Видео
  • Flash-анимация
  • Иллюстрации
  • Анимационные картинки
  • Аудио
  • Технологии SMART
  • Полезные программы
  • Классному руководителю
  • Руководителю ШМО
  • Занимательная биология
  • Каталог сайтов
  • Друзья сайта
  • Школьный форум
  • Фотоальбом
  • Контакты


Новости
Молодой учитель в современной школе – это…
Зарплата учителя. Так сколько же зарабатывает учитель?
В российских школах реорганизуют психологические службы
Минобрнауки: школьники будут писать Всероссийские проверочные работы дважды в год
Васильева считает, что РДШ должно отвечать за воспитание гражданина
Мини-чат
кунсткамера
Биология
Главная » Биология » Уроки биологии » Конспекты уроков

Митоз как основа бесполого размножения и роста многоклеточных организмов.
13.06.2014, 11:12

Тема: «Митоз как основа бесполого размножения и роста многоклеточных организмов.»
Цель: Рассмотреть значение процесса размножения для сохранения жизни на Земле. Раскрыть суть процесса митоза и интерфазы. Сформировать у учащихся умение объяснять причины и следствия внутриклеточных процессов, происходящих при митозе.
Развивать представления учащихся о жизненных свойствах живых организмов и их клеток.
Воспитывать научное мировоззрение по вопросу размножения живых организмов.
Оборудование: интерактивная доска, флипчарт «Митоз», схемы фаз митоза, заготовки таблиц периодов интерфаз по количеству учащихся, таблички с номерами групп, для каждой группы пакет с названиями фаз митоза для проверки, листы для индивидуальной проверки знаний.
План урока: I. Орг. момент + д/з
II.Контроль знаний учащихся.
III. Актуализация знаний
IV.Изучение нового материала.
V.Закрепление.
VI. Итоги урока + домашнее задание.
VII. Рефлексия
Ход урока:
этап уро-ка п/н Деятельность учителя Деятельность учащихся Предполагаемый результат деятель-ности учащихся Вид СМА
I Орг. момент
Проверяю готовность учащихся к уро-ку, приветствует их:
Друзья, я шлю вам свой привет,
Вы улыбнитесь мне в ответ
И поприветствуйте гостей,
Начнём же наш урок скорей!
Учащиеся готовятся к уроку, приветствуют учителя.
II 1 Контроль знаний учащихся
страница № 1 флипчарта Ситуация "Выбор".
Предлагаю устно выполнить проверочное задание «Выберите лишнее». Вызываю 1 учащегося, который будет работать на интерактивной доске и объяснит свой выбор. Учашийся у доски выполняет задание, остальные проверяют правильность выполнения задания. »
III 1 Актуализация знаий учащихся
страница № 2 флипчарта
Выполните задания на выбор
на "отлично" (на «5» + «4»):
Чем диплоидный набор хромосом отличается от гаплоидного набора хромосом?
на "хорошо" (на «4» + «3»):
Напишите определения терминов: "Хромосомы", "Клетка", "Центриоль".
на "удовлетворительно":
Ситуация "Выбор"
В результате какого процесса обеспечивается появление новых клеток?
После выполнения задания, учащие дают ответы на вопросы по которым работали и сверяют свои ответы с ответами на доске (страницы №№ 3 -5 флипчарта). На индивидуальных листах выполняют задания на выбор. Вспоминают основные понятия, которыми необходимо владеть для успешного изучения нового материала.
2 страницы № 6 флипчарта Ситуация "Прогноз"
Предлагаю учащимся рассмотреть рисунки, на которых демонстрируются процессы роста и развития организмов и ответить на вопросы: Какие изменения в жизни живых организмов вы видите на рисунках? Благодаря, каким признакам живых организмов возможны эти изменения? Какой процесс лежит в основе названных признаков? Рассматривают рисунки, обдумывают ответы на вопросы. Указывают, что на рисунках изображены рост и развитие живых организмов и что в основе этих процессов лежит деление клеток.
3 Сегодня на уроке нам и предстоит узнать, как происходит деление клеток, как называется такой способ деления клеток, который обеспечивает рост организмов и их бесполое размножение. Но в начале…..
Сказка биологическая (страница № 7 флипчарта) Ситуация "Прогноз".
Учащийся читает сказку:
Жила - была Королева - Клетка. Была
она мудрой и справедливой. Однажды ей попалась Книга Жизни. Из Книги Жизни Королева узнала, что в скором времени она даст начало двум Прин-цессам - Клеткам.
Стала думать Королева как передать всё своё богатство дочерям никого не обидев, никого не обделив. И решила она разделить своё богатство на 2 по-ловинки. Каждая из 2 дочерей должна была получить половину богатства Королевы.
Но в Книге Жизни Королева прочитала, что каждая из дочерей должна получить столько же богатства, сколь-ко было у самой Королевы.
"Как возможно такое?" -недоумевала Королева.
Выслушать ответы учащихся.
страница № 8 флипчарта
А помочь Королеве могут: фея Интерфаза, волшебник Митоз и чародейки Центриоли. Слушают сказку и отвечают на вопрос. Предполагают, что равноценное распределение генетического материала в дочерних клетках возможно благодаря митозу.
1 Изучение нового материала
страница № 9 флипчарта
Прошу учащихся записать в тетради число и тему урока. Записывают число и тему урока.
IV 2 страница № 10 флипчарта
Рассмотрите предложенную схему и дайте устно определение понятиям «Жизненный цикл клетки» и «Интерфаза».
Выслушать несколько ответов детей, попросить их записать определения в рабочую тетрадь, а затем прочить то, что они записали в тетради. Изучают схему и дают определение понятиям «Жизненный цикл клетки», «Интерфаза». Жизненный цикл клетки – это пери-од от момента возникновения клетки в результате деления материнской клетки до собственного деления или гибели. Ситуация «прогноз».
3 страница № 11 флипчарта
Проверьте правильность выполнения задания.
Обратите внимание на следующую схему.
Каким цветом на схеме обозначена Интерфаза, митоз?
Из каких периодов состоит интерфаза? Митоз?
Я курсором провожу по названию фазы митоза и интерфазы, а в центре схемы показываются изменения, происходящие в клетке. Как видно из схемы и в каждый период интерфазы и каждую фазу митоза происходят определённые процессы. Проверяют правильность выполнения задания.
Озвучивают какие изменения происходят в каждую фазу интерфазы и митоза. Отмечают, что в пресинтетический период происходит рост клетки и удвоение числа органоидов клетки. Ситуация «прогноз».
4 страница № 12 флипчарта Ситуация "Выбор"
Предлагаю учащимся изучив текст учебника на стр.117 и текст учебника для углубленного изучения биологии соотнести фазы интерфазы и процессы происходящие в них на индивидуальных листах.
По окончании выполнения задания 1 ученик выходит к доске и выполняет задание на доске, затем все учащиеся проверяют правильность выполнения задания. Изучают материал в учебниках и выполняют предложенное им за-дание.
Проверяют правильность выполнения задания и оценивают себя.
Проверьте!
I - 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, II - 1, 10,11
III - 2, 3, 5, 9
14 – 13 = «5»
12 – 10 = «4»
9 – 6 = «3»
5 страница 13 флипчарта
Так какое же волшебство происходит в интерфазу? Отвечают на вопрос и смотрят флешанимацию. В интерфазу происходит удвоение хромосом (репликация ДНК)
6 страница № 14 флипчарта
У вас на столах лежат схемы процессов, происходящих в какую-либо фазу митоза. Изучите эти схемы. Выделите какие основные процессы происходят в эту фазу.
Процесс – это действие!
Какой частью речи обозначается действие? (глаголом) Какую часть речи вы должны искать при характеристике процессов фазы митоза? (глагол)
Учащиеся работают по группам изучают схемы, обсуждают ответы на вопрос и дают ответ на вопрос перед классом. Во время отчёта групп все учащиеся заполняют таблицу, в которой даётся характеристика процессов происходящих в разные фазы митоза.
Ситуация «выбор»
По окончании работы, учащихся в группах предлагаю остальным учащимся проверить правильность выполнения задания группой:
страница 15 флипчарта
Учащиеся 1-ой группы должны были выделить 7 процессов. Посчитаем!
ПРОФАЗА: Раство-рение ядерной обо-лочки. Ядрышко распадается. Спира-лизация хромосом. Расхождение частей клеточного центра (центриолей) к раз-ным полюсам клет-ки. Образование ни-тей веретена деле- ния м/д полюсами деления, полюсов деления. Хромосо-мы движутся к экватору клетки.
страница 16 флипчарта
Учащиеся 2-ой группы должны были выделить 2 процесса. Посчитаем!
МЕТАФАЗА: Хромосомы из 2 хроматид располагаются на экваторе клетки. К каждой хромосо-ме присоединяются 2 нити веретена деления (по 1 с разных сторон)
страница 17 флипчарта
Учащиеся 3-ей группы должны были выделить 3 процесса. Посчитаем!
АНАФАЗА: Цен-тромера каждой хромосомы делится на 2 части. Каждая хроматида стано-вится самостоятель-ной дочерней хро-мосомой. Дочерние хромосомы 1 пары (бывшие хроматиды 1 хромосомы) расходятся к раз-ным полюсам клетки.
страница 18 флипчарта
Учащиеся 4-ой группы должны были выделить 6 процессов. Посчитаем!
ТЕЛОФАЗА: Исчезновение нитей веретена деления.
Возникновение но-вых ядерных оболочек вокруг разошедшихся хромосом. Раскручивание нитей ДНК. Восстановление ядрышек. Цитокенез (деление цитоплазмы). Образование 2 обособ-ленных дочерних клеток.
7 страница № 19 флипчарта
Мы изучили процесс митоза и меха-низмы передачи наследственного ма-териала в результате митоза. Вспомните сюжет биологической сказки и попробуйте дать определение процессу митоза.
Дают определение понятию митоза устно, а затем записывают его в тетрадь. Митоз – это такой способ деления эукариотических клеток, при кото-ром каждая из вновь возникших клеток получает диплоидный набор хромосом, генети-ческий материал, идентичный гене-тическому материа-лу материнской клетки. Ситуация «прогноз».
8 страница № 20 флипчарта Ситуация "Противоречие"
Демонстрирую рисунки растительной и животной клеток и прошу назвать отличия этих клеток. В чём заключается значение центриолей?
Если в растительных клетках нет центриолей, то как у этих клеток происходит процесс митоза? Сравнивают рисунки и называют отличия растительной и живот-ной клеток. Вспоминают значение центриолей. Указывают на от-сутствие центриолей в растительной клетки.
9 страница № 21 флипчарта
Изучите рисунки и ответьте на вопрос: Что изображено на рисунке под буквой А? Как изменяется положение микротрубочек на рисунке Б? Из чего образуется веретено деления в животной клетке?
В растительной клетке нет центриолей. Из чего же образуются нити веретена деления в растительной клетке? Процессы обозначенные на рисунках под буквами В, Г и Д протекают так же, как и в животной клетке. Вспомните, что происходит в эти фазы митоза в животной клетке? На рисунке Е показаны многочисленные вакуоли, произошедшие от аппарата Гольджи. Эти вакуоли движутся к экватору клетки и образуют плоскую вакуоль –фрагмопласт. Как изменяется размер фрагмопласта на рисунках Е и Ж? Фрагмопласт разрастается от центра к периферии клетки. Так создаётся пер-вичная клеточная стенка м/д дочер-ними растительными клетками. Рассматривают рисунки и дают ответы на вопро-сы.
Записывают в тетрадь определение понятия фрагмопласта:
Фрагмопласт – плоская вакуоль, образующаяся из вакуолей аппарата Гольджи в экваториальной плоскости при делении растительной клетки на 2 дочернии.
Микротрубочки располагаются в пристеночном слое цитоплазмы. Пере-мещаются к эква-тору клетки. Веретено деления в животной клетке образуется из микротрубочек центриолей. Из микротрубочек препрофазного кольца.
Дают характеристику профазы, метафазы и анафазы митоза.
Отмечают увеличение размера фрагмопласта.
10 страница № 22 флипчарта
Сравним процесс цитокенеза у животной и растительной клеток.
Как происходит деление цитоплазмы в животных клетках? Как происходит процесс цитокенеза в растительной клетке? Рассматривают рисунки. Отве-чают на вопросы. В животной клетке цитокенез проис-ходит путём пере-тяжки цитоплазмы. В растительной клетке цитокенез происходит с учас-тием фрагмопласта.
11 страница № 23 флипчарта
Предлагаю выяснить биологическую роль митоза. Посмотрите на доску прочитайте текст и заполните пропуски в тексте.
После выполнения задания учащимися при помощи инструмента «волшебные чернила» открываю правильные ответы на доске. 1 учащийся вос-пользовавшись инструментом пе-ра заполняет про-пуски в тексте при помощи дру-гих учеников. Ситуация «прогноз»
V. 1 Закрепление.
страница № 24 флипчарта
Предлагаю 2 учащимся выполнить задание на закрепление изученного материала по тренажёру «Митоз». Остальные учащиеся помогают выполнять зада-ние на доске. Закрепляют пройденный материал по новой теме. Ситуация «прогноз»
2. У каждого из вас есть табличка с названием фазы митоза. Я прочитаю вам описание процессов разных фаз митоза. Вам нужно прослушать описание фазы и поднять свою табличку, если прочитанное мной описание подходит к названию фазы на вашей табличке.
Слушают описание фаз митоза и поднимают соот-ветствующие таблички с названием фаз митоза.
Закрепляют пройденный материал по новой теме.
Ситуация «выбор»
№ 1: Ядро в …фазе набухает,
И ядрышко в нем исчезает,
Хроматин весь уплотняется,
И хромосомы “появляются.”
Ядерная оболочка вдруг
Пузырьками встает в круг;
Хромосомы видны все,
Хроматиды в них – по две.
Поднимают таблички с надписью «профаза».
№ 2: Хромосомы не видны –
Истончаются они.
Перетяжка, борозда;
К центру движется она –
Видим мы цитокинез;
Завершается процесс.
“Зреет”ядрышко в ядре;
Дочерних клеток стало две!
Поднимают таблички с надписью «телофаза»
№ 3: ДНК была одна,
Но, ставши матрицей, она
Обеспечила рождение
Двух сестер; и удвоение
Словно чудо наяву
Совершилось. Я могу
Понять ученых восхищенье,
Молекул видя размножение.
Поднимают таблички с надписью «интерфаза».
№ 4: Хроматиды хромосом
Отделились, а потом
Друг от друга все отходят,
К полюсам они подходят,
Изгибаясь в центромере,
Шпилькой выглядя на деле.
Два диплоидных набора
Стало в клетке. Очень скоро
Обособятся они …. –
Поднимают таблички с надписью «анафаза».
№ 5: Вот хромосомы как одна –
В плоскости экватора!
Хорошо видна картинка –
Метафазная пластинка!
Если ты поставишь в ряд
Хромосомы – будешь рад
Получить кариограмму,
Вспоминая папу-маму:
Передали ведь они
Хромосомы, что видны.
Поднимают таблички с надписью «метафаза».
VI. 1. Итоги урока + домашнее задание.
Подвожу итоги урока, даю оценку работе учащихся. Даю домашнее задание: изучить параграф № 31, выяснить особенности амитоза. Записывают домашнее задание в дневник.
VII. 1 Рефлексия.
Прошу каждого учащегося поставить свои выстрелы на мишени «Обратная связь».
Тема: «Митоз как основа бесполого размножения и роста многоклеточных организмов.»
Цель: Рассмотреть значение процесса размножения для сохранения жизни на Земле. Раскрыть суть процесса митоза и интерфазы. Сформировать у учащихся умение объяснять причины и следствия внутриклеточных процессов, происходящих при митозе.
Развивать представления учащихся о жизненных свойствах живых организмов и их клеток.
Воспитывать научное мировоззрение по вопросу размножения живых организмов.
Оборудование: интерактивная доска, флипчарт «Митоз», схемы фаз митоза, заготовки таблиц периодов интерфаз по количеству учащихся, таблички с номерами групп, для каждой группы пакет с названиями фаз митоза для проверки, листы для индивидуальной проверки знаний.
План урока: I. Орг. момент + д/з
II.Контроль знаний учащихся.
III. Актуализация знаний
IV.Изучение нового материала.
V.Закрепление.
VI. Итоги урока + домашнее задание.
VII. Рефлексия
Ход урока:
этап уро-ка п/н Деятельность учителя Деятельность учащихся Предполагаемый результат деятель-ности учащихся Вид СМА
I Орг. момент
Проверяю готовность учащихся к уро-ку, приветствует их:
Друзья, я шлю вам свой привет,
Вы улыбнитесь мне в ответ
И поприветствуйте гостей,
Начнём же наш урок скорей! Готовятся к уро-ку, приветствуют учителя.
II 1 Контроль знаний учащихся
страница № 1 флипчарта
Предлагаю устно выполнить прове-рочное задание «Выберите лишнее». Вызываю 1 учащегося, который будет работать на интерактивной доске и объяснит свой выбор. Учашийся у дос-ки выполняет за-дание, остальные проверяют пра-вильность выпол-нения задания. Ситуация «выбор»
III 1 Актуализация знаий учащихся
страница № 2 флипчарта
Выполните задания на выбор
на "отлично" (на «5» + «4»):
Чем диплоидный набор хромосом отличается от гаплоидного набора хромосом?
на "хорошо" (на «4» + «3»):
Напишите определения терминов: "Хромосомы", "Клетка", "Центриоль".
на "удовлетворительно":
В результате какого процесса обеспечивается появление новых клеток?
После выполнения задания, учащие дают ответы на вопросы по которым работали и сверяют свои ответы с ответами на доске (страницы №№ 3 -5 флипчарта). На индивидуаль-ных листах вы-полняют задания на выбор. Вспоминают ос-новные понятия, которыми необ-ходимо владеть для успешного изучения нового материала. Ситуация «выбор»
2 страницы № 6 флипчарта
Предлагаю учащимся рассмотреть ри-сунки, на которых демонстрируются процессы роста и развития организ-мов и ответить на вопросы: Какие из-менения в жизни живых организмов вы видите на рисунках? Благодаря, ка-ким признакам живых организмов возможны эти изменения? Какой процесс лежит в основе названных признаков? Рассматривают рисунки, обдумы-вают ответы на вопросы. Указывают, что на рисунках изображе-ны рост и развитие живых организмов и что в основе этих процессов лежит деление клеток. Ситуация «прогноз»
3 Сегодня на уроке нам и предстоит уз-нать, как происходит деление клеток, как называется такой способ деления клеток, который обеспечивает рост организмов и их бесполое размноже-ние. Но в начале…..
Сказка биологическая (страница № 7 флипчарта) учащийся читает сказку:
Жила - была Королева - Клетка. Была
она мудрой и справедливой. Однажды ей попалась Книга Жизни. Из Книги Жизни Королева узнала, что в скором времени она даст начало двум Прин-цессам - Клеткам.
Стала думать Королева как передать всё своё богатство дочерям никого не обидев, никого не обделив. И решила она разделить своё богатство на 2 по-ловинки. Каждая из 2 дочерей должна была получить половину богатства Королевы.
Но в Книге Жизни Королева прочи-тала, что каждая из дочерей должна получить столько же богатства, сколь-ко было у самой Королевы.
"Как возможно такое?" -недоумевала Королева.
Выслушать ответы учащихся.
страница № 8 флипчарта
А помочь Королеве могут: фея Интерфаза, волшебник Митоз и чародейки Центриоли. Слушают сказку и отвечают на вопрос. Предполагают, что равноценное распределение генетического материала в дочерних клетках возможно благодаря митозу. Ситуация «прогноз».
1 Изучение нового материала
страница № 9 флипчарта
Прошу учащихся записать в тетради число и тему урока. Записывают число и тему урока.
IV 2 страница № 10 флипчарта
Рассмотрите предложенную схему и дайте устно определение понятиям «Жизненный цикл клетки» и «Интерфаза».
Выслушать несколько ответов детей, попросить их записать определения в рабочую тетрадь, а затем прочить то, что они записали в тетради. Изучают схему и дают определение понятиям «Жиз-ненный цикл клетки», «Интер-фаза». Жизненный цикл клетки – это пери-од от момента воз-никновения клетки в результате деле-ния материнской клетки до собствен-ного деления или гибели. Ситуация «прогноз».
3 страница № 11 флипчарта
Проверьте правильность выполнения задания.
Обратите внимание на следующую схему.
Каким цветом на схеме обозначена Интерфаза, митоз?
Из каких периодов состоит интерфаза? Митоз?
Я курсором провожу по названию фазы митоза и интерфазы, а в центре схемы показываются изменения, происходящие в клетке. Как видно из схемы и в каждый период интерфазы и каждую фазу митоза происходят определённые процессы. Проверяют пра-вильность выпол-нения задания.

Озвучивают ка-кие изменения происходят в каж-дую фазу интер-фазы и митоза. Отмечают, что в пресинтетический период происходит рост клетки и удвоение числа органоидов клетки. Ситуация «прогноз».
4 страница № 12 флипчарта
Предлагаю учащимся изучив текст учебника на стр.117 и текст учебника для углубленного изучения биологии соотнести фазы интерфазы и процес-сы происходящие в них на индиви-дуальных листах.
По окончании выполнения задания 1 ученик выходит к доске и выполняет задание на доске, затем все учащиеся проверяют правильность выполнения задания. Изучают матери-ал в учебниках и выполняют пред-ложенное им за-дание.

Проверяют пра-вильность выпол-нения задания и оценивают себя. Проверьте!
I - 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, II - 1, 10,11
III - 2, 3, 5, 9
14 – 13 = «5»
12 – 10 = «4»
9 – 6 = «3» Ситуация «выбор»
5 страница 13 флипчарта
Так какое же волшебство происходит в интерфазу? Отвечают на вопрос и смотрят флешанимацию. В интерфазу проис-ходит удвоение хромосом (репликация ДНК)
6 страница № 14 флипчарта
У вас на столах лежат схемы процес-сов, происходящих в какую-либо фазу митоза. Изучите эти схемы. Выделите какие основные процессы происходят в эту фазу.
Процесс – это действие!
Какой частью речи обозначается дей-ствие? (глаголом) Какую часть речи вы должны искать при характеристике процессов фазы митоза? (глагол)
По окончании работы, учащихся в группах предлагаю остальным учащимся проверить правильность выполнения задания группой:
страница 15 флипчарта
Учащиеся 1-ой группы должны были выделить 7 процессов. Посчитаем!
страница 16 флипчарта
Учащиеся 2-ой группы должны были выделить 2 процесса. Посчитаем!

страница 17 флипчарта
Учащиеся 3-ей группы должны были выделить 3 процесса. Посчитаем!

страница 18 флипчарта
Учащиеся 4-ой группы должны были выделить 6 процессов. Посчитаем!

Учащиеся работа-ют по группам изучают схемы, обсуждают отве-ты на вопрос и дают ответ на вопрос перед классом. Во вре-мя отчёта групп все учащиеся за-полняют таблицу, в которой даётся характеристика процессов проис-ходящих в разные фазы митоза. ПРОФАЗА: Раство-рение ядерной обо-лочки. Ядрышко распадается. Спира-лизация хромосом. Расхождение частей клеточного центра (центриолей) к раз-ным полюсам клет-ки. Образование ни-тей веретена деле- ния м/д полюсами деления, полюсов деления. Хромосо-мы движутся к экватору клетки.
МЕТАФАЗА: Хро-мосомы из 2 хрома-тид располагаются на экваторе клетки. К каждой хромосо-ме присоединяют-ся 2 нити веретена деления (по 1 с раз-ных сторон)
АНАФАЗА: Цен-тромера каждой хромосомы делится на 2 части. Каждая хроматида стано-вится самостоятель-ной дочерней хро-мосомой. Дочерние хромосомы 1 пары (бывшие хромати-ды 1 хромосомы) расходятся к раз-ным полюсам клетки.
ТЕЛОФАЗА: Ис-чезновение нитей веретена деления.
Возникновение но-вых ядерных оболо-чек вокруг разо-шедшихся хромо-сом. Раскручивание нитей ДНК. Восста-новление ядрышек. Цитокенез (деление цитоплазмы). Обра-зование 2 обособ-ленных дочерних клеток. Ситуация «выбор»
7 страница № 19 флипчарта
Мы изучили процесс митоза и меха-низмы передачи наследственного ма-териала в результате митоза. Вспомните сюжет биологической сказки и попробуйте дать определение процессу митоза.
Дают определе-ние понятию ми-тоза устно, а затем записывают его в тетрадь. Митоз – это такой способ деления эукариотических клеток, при кото-ром каждая из вновь возникших клеток получает диплоидный набор хромосом, генети-ческий материал, идентичный гене-тическому материа-лу материнской клетки. Ситуация «прогноз».
8 страница № 20 флипчарта
Демонстрирую рисунки растительной и животной клеток и прошу назвать отличия этих клеток. В чём заключа-ется значение центриолей?
Если в растительных клетках нет центриолей, то как у этих клеток происходит процесс митоза? Сравнивают ри-сунки и называют отличия расти-тельной и живот-ной клеток. Вспо-минают значение центриолей. Указывают на от-сутствие центри-олей в раститель-ной клетки. Ситуация «противо-речие».
9 страница № 21 флипчарта
Изучите рисунки и ответьте на воп-рос: Что изображено на рисунке под буквой А? Как изменяется положение микротрубочек на рисунке Б? Из чего образуется веретено деления в животной клетке?
В растительной клетке нет центрио-лей. Из чего же образуются нити вере-тена деления в растительной клетке? Процессы обозначенные на рисунках под буквами В, Г и Д протекают так же, как и в животной клетке. Вспом-ните, что происходит в эти фазы ми-тоза в животной клетке? На рисунке Е показаны многочисленные вакуоли, произошедшие от аппарата Гольджи. Эти вакуоли движутся к экватору клетки и образуют плоскую вакуоль –фрагмопласт. Как изменяется размер фрагмопласта на рисунках Е и Ж? Фрагмопласт разрастается от центра к периферии клетки. Так создаётся пер-вичная клеточная стенка м/д дочер-ними растительными клетками. Рассматривают рисунки и дают ответы на вопро-сы.
Записывают в тет-радь определение понятия фрагмо-пласта:
Фрагмопласт – плоская вакуоль, образующаяся из вакуолей аппара-та Гольджи в эк-ваториальной плоскости при де-лении раститель-ной клетки на 2 дочернии.
Микротрубочки располагаются в пристеночном слое цитоплазмы. Пере-мещаются к эква-тору клетки. Вере-тено деления в жи-вотной клетке обра-зуется из микротру-бочек центриолей. Из микротрубочек препрофазного кольца.
Дают характерис-тику профазы, метафазы и анафазы митоза.

Отмечают увеличе-ние размера фраг-мопласта.
10 страница № 22 флипчарта
Сравним процесс цитокенеза у живот-ной и растительной клеток.
Как происходит деление цитоплазмы в животных клетках? Как происходит процесс цитокенеза в растительной клетке? Рассматривают рисунки. Отве-чают на вопросы. В животной клетке цитокенез проис-ходит путём пере-тяжки цитоплазмы. В растительной клетке цитокенез происходит с учас-тием фрагмопласта.
11 страница № 23 флипчарта
Предлагаю выяснить биологическую роль митоза. Посмотрите на доску прочитайте текст и заполните пропуски в тексте.
После выполнения задания учащимися при помощи инструмента «волшебные чернила» открываю правильные ответы на доске. 1 учащийся вос-пользовавшись инструментом пе-ра заполняет про-пуски в тексте при помощи дру-гих учеников. Ситуация «прогноз»
V. 1 Закрепление.
страница № 24 флипчарта
Предлагаю 2 учащимся выполнить задание на закрепление изученного материала по тренажёру «Митоз». Остальные уча-щиеся помогают выполнять зада-ние на доске. Закрепляют пройденный материал по новой теме. Ситуация «прогноз»
2. У каждого из вас есть табличка с названием фазы митоза. Я прочитаю вам описание процессов разных фаз митоза. Вам нужно прослушать описание фазы и поднять свою табличку, если прочитанное мной описание подходит к названию фазы на вашей табличке.
№ 1: Ядро в …фазе набухает,
И ядрышко в нем исчезает,
Хроматин весь уплотняется,
И хромосомы “появляются.”
Ядерная оболочка вдруг
Пузырьками встает в круг;
Хромосомы видны все,
Хроматиды в них – по две.
№ 2: Хромосомы не видны –
Истончаются они.
Перетяжка, борозда;
К центру движется она –
Видим мы цитокинез;
Завершается процесс.
“Зреет”ядрышко в ядре;
Дочерних клеток стало две!
№ 3: ДНК была одна,
Но, ставши матрицей, она
Обеспечила рождение
Двух сестер; и удвоение
Словно чудо наяву
Совершилось. Я могу
Понять ученых восхищенье,
Молекул видя размножение.
№ 4: Хроматиды хромосом
Отделились, а потом
Друг от друга все отходят,
К полюсам они подходят,
Изгибаясь в центромере,
Шпилькой выглядя на деле.
Два диплоидных набора
Стало в клетке. Очень скоро
Обособятся они …. –
№ 5: Вот хромосомы как одна –
В плоскости экватора!
Хорошо видна картинка –
Метафазная пластинка!
Если ты поставишь в ряд
Хромосомы – будешь рад
Получить кариограмму,
Вспоминая папу-маму:
Передали ведь они
Хромосомы, что видны. Слушают описа-ние фаз митоза и поднимают соот-ветствующие таб-лички с названи-ем фаз митоза.

Закрепляют пройденный материал по новой теме.

Поднимают таблички с надписью «профаза».

Поднимают таблички с надписью «телофаза»

Поднимают таблички с надписью «интерфаза».

Поднимают таблички с надписью «анафаза».

Поднимают таблички с надписью «метафаза».
Ситуация «выбор»
VI. 1. Итоги урока + домашнее задание.
Подвожу итоги урока, даю оценку работе учащихся. Даю домашнее задание: изучить параграф № 31, выяснить особенности амитоза. Записывают домашнее задание в дневник. Ситуация «выбор»
VII. 1 Рефлексия.
Прошу каждого учащегося поставить свои выстрелы на мишени «Обратная связь».

Втавят свои выстрелы на своих мишенях.




Культура речи учителя


"Скелет человека"


Биологический "Звезный час"

Категория: Конспекты уроков | Добавил: Победа0456
Просмотров: 1676 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
поиск
вход
Гость



Группа:
Гости
Время:17:31

Уважаемый Гость, мы рады видеть вас на сайте. Пожалуйста зарегистрируйтесь или авторизуйтесь!

Наши активисты


























































































































































































































статистика


Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0


Зарег. на сайте
Всего: 8745
Новых за месяц: 7
Новых за неделю: 0
Новых вчера: 0
Новых сегодня: 0
Из них
Администраторов: 2
Модераторов: 10
Проверенных: 0
Пользователей: 8732
Из них
Мужчин: 2356
Женщин: 6389


Сегодня сайт посетили
ipivko65
Raskruty.ru