Наблюдение как основа исследовательской деятельности обучающихся | Общепедагогические технологии | Методика преподавания скачать бесплатно
Меню сайта
  • Главная страница
  • Методическая копилка
  • Презентации
  • Видео
  • Flash-анимация
  • Иллюстрации
  • Анимационные картинки
  • Аудио
  • Технологии SMART
  • Полезные программы
  • Классному руководителю
  • Руководителю ШМО
  • Занимательная биология
  • Каталог сайтов
  • Друзья сайта
  • Школьный форум
  • Фотоальбом
  • Контакты


Новости
Молодой учитель в современной школе – это…
Зарплата учителя. Так сколько же зарабатывает учитель?
В российских школах реорганизуют психологические службы
Минобрнауки: школьники будут писать Всероссийские проверочные работы дважды в год
Васильева считает, что РДШ должно отвечать за воспитание гражданина
Мини-чат
кунсткамера
Биология
Главная » Биология » Методика преподавания » Общепедагогические технологии

Наблюдение как основа исследовательской деятельности обучающихся
[ Скачать с сервера (56.5Kb) ] 29.03.2012, 12:19
Наблюдение как основа исследовательской деятельности обучающихся
Статья в предметный журнал

Калтан 2011

Автор-составитель Красилова Ирина Валерьевна,
учитель биологии МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 12» г.Калтан

Данная статья освещает возможности использования наблюдения как основы исследовательской деятельности обучающихся на уроках биологии.
В своей работе учитель предлагает решение данного вопроса в процессе изучения темы «Органы растения» в 6-ом классе, где ребятам предлагается, разделиться на группы и провести опыт – проращивание корней и листьев луковиц. Интерес к результату наблюдений вызывает то, что химические условия для проведения опыта у каждой группы обозначены различные. Особое внимание в работе отведено раскрытию теоретического аспекта метода наблюдения. Автор статьи обозначает исследовательские и коммуникативные умения, формирующиеся при выполнении работы.
Статья предназначена для учителей биологии и химии.

Наблюдать – значит изучать, исследовать, внимательно следить за чем-либо. Наблюдение – относительно длительное и планомерное восприятие предметов и явлений окружающей действительности; метод познания действительности на основе непосредственного восприятия. Наблюдение – один из наиболее доступных и эффективных практических методов получения знаний. В последние годы наметилась тенденция к интеллектуализации процесса обучения и воспитания. Акцент на увеличение объема знаний без опоры на развитие эмоциональной и познавательной сферы приводит к эмоциональной скудности, невосприимчивости, равнодушию к объектам окружающего мира, преобладанию рационального подхода в их оценке. Как для любой деятельности требуются навыки и умения, так и для эстетического познания окружающего мира нужны культура восприятия, культура чувств. Эти задачи решаются прежде всего в процессе наблюдений.
Насколько необходимо воспитывать это в учениках и какими будут результаты – вот о чем задумывается учитель на уроках биологии. Ребёнок знакомится с окружающим его миром, он генетически предрасположен к учению, ему изначально интересно все, он совершает свои первые открытия, проводит важные для себя опыты, которые помогают заложить основы научных знаний. Наблюдение – это целенаправленное, более или менее длительное восприятие, дающее возможность всесторонне рассмотреть объект окружающего мира, увидеть происходящие в нём изменения, определить их причины и условия протекания. Наблюдение как восприятие тесно связано с мышлением, поскольку активная форма чувственного познания, в результате которого человек накапливает факты, представления о том или ином предмете или явлении, связана с мышлением. Наблюдатель делает выводы, обобщения, выделяет закономерности и связи. Приобретенные навыки способствуют планированию и ведению научной работы, развивают логику мышления и мотивированность поступков. Преодоление встречающихся трудностей при проведении опытов помогают ориентироваться в сложных ситуациях, формируют навыки исследовательской деятельности. В процессе исследования познаются не только внешние объекты и явления, но и личность самого исследователя, открываются новые возможности, становятся более ясными стремления и интересы человека. Именно поэтому уже с 6 класса ученику необходимо прививать навыки самостоятельного наблюдения и сознательного поэтапного выполнения исследовательской работы.
Первый этап включает в себя подготовку к наблюдению, выбор объекта наблюдения и формы фиксирования наблюдения. Так в 6 классе при изучении темы «Органы растения» ученикам было предложено провести длительное (около 20 дней) наблюдение за ростом корней и листьев лука. Для того чтобы каждый ученик смог проявить себя, для формирования коммуникативных качеств обучающихся класс был разделен на группы по 4-5 человек в каждой. При использовании групповой работы происходит формирование социальных компетенций: действенного общения, умения слушать, умения понять точку зрения другого, умения разрешать конфликты, умения работать сообща для достижения общей цели.
Все наблюдения за опытом обсуждались сначала в своей команде, а после главные умозаключения записывались в дневник наблюдений группы. Ученики определили, что при наблюдении за луковицей можно проследить за ростом корней и листьев. Учителем было предложено определить: как зависит рост лука от состава воды? Для этого опыта необходимо отобрать примерно 10 одинаковых по весу луковиц, посадив их парами (для страховки). Первая группа наблюдала за ростом луковиц в дистиллированной воде, вторая группа – в водопроводной, третья группа – в талой воде, четвертая – в подсоленной морской солью, пятая – в подсахаренной.
Ребята вели наблюдения и измеряли результаты проращивания луковиц. Ценность составлял не только полученный результат, но и сам процесс работы, в ходе которого ученик формировал в себе исследовательские умения и навыки, причем у каждой группы возникал интерес: будут ли их наблюдения отличаться от записей учеников других групп?
Следующим этапом деятельности шестиклассников становится само наблюдение. Результаты наблюдений ежедневно заносились в таблицу и фиксировались в дневнике каждой группы. В итоге появились следующие записи: «У некоторых луковиц долгое время не появлялись листья».
«Корни начали расти раньше листьев». «Длина и количество корней больше, чем длина и количество листьев».
Заключительный этап наблюдений – это представление и обработка результатов. Результаты каждой группы оказались различными: скорость и равномерность роста, сроки появления корней и листьев не совпадали. Свои наблюдения школьники представили в виде графиков.
Рис. 1 Рост листьев
Рис. 2 Рост корней

Удивление, которое испытали ребята, ценно тем, что оно порождало вопрос «почему?». Оказывается, скорость и равномерность роста зависит от состава воды. Быстрый рост говорит о том, что созданы благоприятные условия. Из-за повышенной концентрации химических веществ в воде происходит угнетение роста луковиц.
В дальнейшем предполагается продолжение наблюдений. У обучающихся есть интерес к данной теме, вопросы, на которые они хотели бы получить ответы. Следующим шагом будет изменение предложенных условий для проведения опыта. Ребята выращивали луковицы в различных химических условиях. В будущем предполагается ввести изменение физических условий проведения опыта: изменение освещения, температуры в помещении для выращивания луковиц. Опыт планируется проводить в домашних условиях, также объединившись на группы по 4-5 человек.
Очевидно, что учебная деятельность, в ходе которой школьники ищут ответы на свои вопросы (а не только на те, которые задает им учитель), гораздо более продуктивна, чем любая другая. Задача учителя – создать условия, чтобы эти вопросы возникли, а затем сориентировать ребят на поиски ответов. Очень важно, что в ходе исследовательской работы ученик реализует не только исследовательские умения: формирование проблемы, выдвижение гипотезы, планирование и реализация проверки гипотезы, ведение журнала лабораторных исследований, сопоставление и описание результатов эксперимента, применение на практике методов измерения и способов представления полученных результатов в виде графиков, таблиц, но также и коммуникативные: знакомство с основными ролями участников группы сотрудничества, освоение форм взаимодействия в работе, выработка умений слушать, доверять, координировать деятельность в группе.

Литература

1. Белых, С.Л. Мотивация исследовательской деятельности учащихся [Текст] / С.Л.Белых. // Исследовательская работа школьников. – 2006. - №3. – с. 68-74
2. Габайдулина, Л. Исследовательская деятельность и ИКТ – компетентность учащихся [Текст] / Л.Габайдулина. // Народное образование. – 2007. - №5. – с.153 – 159
3. Серёгина, О.В. Как и зачем учить детей наблюдению [Текст]/ О.В.Серёгина. // Биология в школе. – 2004. - №8. – с.39 - 43


Особенности строения и жизнедеятельности папоротников


Тип Моллюски. Уроки Биологии Онлайн


Интегрированный урок "Глобальные проблемы человечества. Экологическая проблема"

Категория: Общепедагогические технологии | Добавил: Biologichko
Просмотров: 2147 | Загрузок: 598 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
поиск
вход
Гость



Группа:
Гости
Время:05:08

Уважаемый Гость, мы рады видеть вас на сайте. Пожалуйста зарегистрируйтесь или авторизуйтесь!

Наши активисты


























































































































































































































статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Зарег. на сайте
Всего: 8745
Новых за месяц: 4
Новых за неделю: 0
Новых вчера: 0
Новых сегодня: 0
Из них
Администраторов: 2
Модераторов: 10
Проверенных: 0
Пользователей: 8732
Из них
Мужчин: 2356
Женщин: 6389


Сегодня сайт посетили
Raskruty.ru